?

Log in

No account? Create an account
бла-бла в корешах узелки на память для ФСБ Тута Тута Тама Тама
Разведение хомячков (2) - Лохайло Мимоносов
поэт про заек
alec_bittner
alec_bittner
Разведение хомячков (2)

Ну и гадЖеТы!

Продолжая разговор о маркетологах и о изобретенных ими продуктах.

 Музыкальная электроника.

Тема, перекликается с «домашними кинотеатрами», но гораздо более интересна и противоречива. Тут лохам впаривают сразу с двух сторон взаимоисключающие продукты – компрессионный звук типа МР3 и многоканальную акустику Hi-End.

В общем, поговорить есть о чем.

Все началось с того, что Томас Альва Эдиссон изобрел фонограф. Потом пошли граммофоны, патефоны, электропроигрыватели винила. Цифровая эра началась с появлением CD-дисков. Одна виниловая пластинка из 10-15 дорожек влезала на один диск емкостью 600 МБ. С появлением цифрового звука начались споры, что лучше – аналоговая запись на виниле или цифровая на CD. Знатоки утверждали, что цифровая запись убила тончайшие нюансы «живого» звука на старых пластинках. Прогрессивные аудиофилы утверждали, что в проигрывателях аналогового звука отсутствуют настоящие басы и верхи. Еще позднее появились СуперАудио-CD и звуковые DVD. На данный момент это верх цифрового качества, которое только можно выжать из спаянных микросхем и колонок с громкоговорителями.

С появлением и развитием Интернета звуковая индустрия неожиданно повернула вбок, в совершенно новом направлении. Для того, чтобы делиться (чаще полулегальным способом) музыкой друг с другом через Интернет, нужно было 1 сидюк с 600 МБ записи превратить во что-то более удобное, чтобы слушатель мог скачать целый альбом, сидя на модемном подключении со скоростью 56 Кбит/сек. Компьютерное сообщество влезло в дела индустрии звукозаписи и изобрело компрессию звука с различными кодеками. На первых порах, как всегда, получился бардак с сотней разных, несовместимых стандартов, не будем перечислять все эти «матрешки», «огги», реал-медиа и т.д. Например, программа K-Lite Mega Codec Pack содержит несколько десятков различных форматов звуковых кодеков. Однако обычные юзеры, которые использовали обычные Windows, обычный Internet Explorer и стандартный Windows Player, выбрали формат MP3. Если не углубляться совсем в дебри программного кодирования, и не вникать в то, что сам формат МР3 кодируется разными кодеками с различным бит-рейтом, будем считать, что есть такой способ цифровой записи звука МР3 и есть все остальные. Принято считать, что МР3 – это самый лучший компромисс между качеством записи-воспроизведения звука и его весом в килобайтах.

Выражается это в том, что на болванку CD-диска влезает не 10-15 песен, а 100-200. Соответственно для скачивания 1 песенки в этом формате с пиратского файлохранилища у человека с модемом уйдет примерно 5-10 минут. Пять лет назад, когда никто еще не имел «выделенки», это было спасением с востока.

 Собственно на этом возникла и развилась целая индустрия под названием «производство и продажа МР3-плейеров и МР3-записей». Дольше всех нововведениям сопротивлялись гиганты мировой звукозаписи, они упустили момент, когда весь оборот интернет-продаж музыки можно было взять под контроль, и, уже теряя деньги, стали бороться со всем мировым сообществом, принявшим новый формат. Это была ошибка одних маркетологов, работавших (скорее всего их уже всех уволили) на Голливудские фирмы грамзаписи, и успех других, которые работают (скорее всего до сих пор) на китайские электронные фирмы, на интернет-провайдеров, на онлайн-магазины, на производителей мобильных телефонов и на множество сопутствующих фирм, лабающих наушники, чехлы, пластиковые накладки, подвесики  и прочий мусор.

 Оборот индустрии МР3 звука трудно подсчитать. Что нужно юзеру, чтобы перевести любимые CD-диски на карманный плейер? Нужен компьютер, причем по-любому, без компьютера MP3 записи не достать и не обработать. Либо их скачивают из Интернета, за деньги или бесплатно, но бесплатно – это тоже за деньги, так как халявных подключений к Интернету не бывает. Либо покупают за 100 рублей на толкучке МР3 диск с сотней песенок, однако диск надо вставить в компьютерный дисковод, и потом только его можно переписать на флешку или на хард. Компьютер нужен со звуковой картой, отдельной или встроенной (спасибо INTEL) в материнскую плату.

Итак, считаем: комп с дисководом, со звуковой картой и с монитором – 400-1000 баксов, модем или роутер – 50-100 баксов, пластиковые колонки – 30-100 баксов (или наушники за 15-50), карманный плейер на флешке – 50-200 баксов, чехольчик или подвесик со стразами – 10 баксов, мобильник с возможностью возпроизведения MP3 ринг-тонов и музыкальных альбомов – 200-500 баксов, Мерседес С200 с медиа-системой с разъемами на iPod и МР3-плейер – 40-50 тысяч баксов (Мерседес, впрочем, это бонус, хотя сама медиа-система с МР3 – это опция стоимостью 600-700 баксов). Итого получается 740-2600 долларов на одного фаната цифрового звука. Не обязательно фаната – обычного юзера. Таких юзеров в мире около миллиарда. Выходит, что потенциал рынка – 900 миллиардов долларов в пятилетку или более 150 миллиардов в год. Без учета продажи самой музыки через Интернет.

 Вот и работают в этой отрасли целые корпорации: Creative, Sven, Samsung, Gembrid, iRiver, Cowon и всякие ОЕМ-овские китайские производители. При этом я не считаю производителей программного обеспечения, которые выпускают программные плейеры, кодировщики и перекодировщики, прожигатели дисков, интернет-качалки, органайзеры музыкальных коллекций, и т.д. У нас в стране этим добром привыкли пользоваться бесплатно, хотя в масштабах всего мира там оборот тоже неплохой, не смотря на русско-китайских халявщиков.

 Маркетологи быстро просекли, что поле не вспахано, что Клондайк лежит прямо под ногами. Можно каждый день выпускать новые МР3 плейеры в новой форме, хоть в виде прищепок, хоть в виде зайчиков, хоть в виде зажигалок, а лучше в виде iPod от Apple.

К ним лабают новые наушники: для метро, для фитнес-клуба, для пляжа, для утренней пробежки, для студентов, для менеджеров, для домохозяек, для детей и для блондинок. Более серьезные ребята фигачат новые микросхемы для еще более лучшего воспроизведения музыки, которые потом вставят в компьютер, в звуковую карту, во флешку, в мобильник, в гарнитуру. А ведь помимо железа есть еще сама музыка, на этом поле кормятся онлайн-магазины, мобильные операторы, продавцы SMS, MMS и WAP-посылок, издатели журналов про гаджеты, разные интернет-ресурсы, рекламщики и продавцы программного обеспечения.

Так что реально подсчитать весь денежный объем рынка MP3 просто нереально. :)

 Аудиофилы быстро заткнулись. Какое кому дело до того, что МР3 музыка воспроизводится без верхов и басов, что детализация размыта, что диаграмма скрючена, что децибелы не в том минусе. Один хрен, записав на плейер файл МР3 или рип с CуперАудио-CD, в пищалках за 20 баксов разницы не почувствуешь, особенно если во время прослушивания едешь в метро.

 Вот и получается, что народу нужен дешевый звук с дешевыми гаджетами. Как говорится в Одессе: «оно вам нужно? их у нас есть».

В целом рынок MP3 музыки – это пример того, как маркетологи удачно воспользовались трудами компьютерных энтузиастов и подняли целый золотоносный пласт, который теперь кормит огромную индустрию. Удивительно то, что другие маркетологи из больших и уважаемых корпораций в свое время проглядели золотую жилу и долго сопротивлялись либо пытались противопоставить что-то свое, в этом списке – корпорация SONY со своим очередным мертворожденным форматом ATRAC и со своими американскими студиями Columbia, Sony Music и т.д. Там же и другие гиганты звукозаписи – Warner, Virgin и т.п.

Зато у всех на слуху противоположный пример – фирма Apple, создавшая свой формат сжатого звука, свою собственную (и очень успешную) цифровую дистрибуцию iTune, свои супер-успешные плейеры iPod. В итоге Apple вскопала отдельную грядку на поле MP3, и даже расширила ее до размеров серьезной фазенды с круговоротом закрытого цикла внутри себя самой.


от первого iPod до последнего

 Однако вернемся к аудиофилам и не будем их обижать невниманием. Маркетологи их и не обижают, наоборот. Им уделяется повышенное внимание, потому что аудиофил – это такой особый лох в квадрате, которого разводят не 100 баксов а на десятки тысяч. Не знаю, какому гениальному маркетологу пришла в голову идея продавать эксклюзивный звук за сумасшедший прайс, но на памятник себе из чистого золота этот перец заработал сам. И может позволить себе поставить такой памятник у себя на дачном участке.

 Все начиналось со вполне безобидных вещей, ведь даже советские школьники и студенты в 70-х годах знали, что напольные колонки «Корвет» и «Радиотехника» звучат лучше, чем склеенные собственноручно из фанеры. А иногда наоборот – выпиленные из березовой доски, покрытые рояльным лаком в три слоя, напичканные ГДР-овскими динамиками колонки звучали лучше, чем продукция советского электропрома. В мире всегда существовали энтузиасты, которые, как Страдивари, могли клеить, паять, собирать аппаратуру в единичном экземпляре, вложив в нее всю душу. Тем более, что принципиальная схема усилителя или активных колонок была достаточно простой, чтобы спаять ее в домашних условиях. Вот и паяли, начиная с «цветомузыки» и подбираясь к полноценным аудио-системам. 

 В конце 70-х годов мир постепенно переходил на транзисторы и микросхемы. Техника стремилась к компактности, сначала были кассетные магнитофоны, потом легендарные плейеры SONY WALKMAN, потом появились CD-диски, на которые записывалась музыка с небывалым качеством по сравнению с компакт-кассетами. Ныне мы видим бум MP3 плейеров, миниатюрность которых достигла размера зажигалки.


легендарный Sony Walkman

 первый CD-плейер

первый МР3-плейер (подумать страшно - аж 1998 год!)

и теперешние зажигалки

Скорее всего, случилось так, что вышеупомянутый безвестный маркетолог зашел к приятелю-самоделкину, который в это время похвастался собранным «усилком» с колонками, маркетолога поразило, что звук из этих колонок лился чистый и глубокий. Он вник в детали, выяснил про рояльный лак, про диффузоры, фазоинверторы, геометрию отражения звука, амплитуду и понял, что все это можно продать какому-нибудь богатому любителю оперы, напев ему в уши про эффект консерватории в его пентхаузе.

  

И понеслось!...

 Кто-то первым придумал, что транзисторы и микросхемы убивают живой звук, существовавший в ламповых усилителях. Кто-то изобрел медные провода, потом провода с позолотой, а потом серебряные и неодимовые. В конце 20-го века аудиофилы вернулись к винилу, но уже в новом качестве. Тут же были изобретены проигрыватели на монолитных базальтовых плитах с гидро-пневмо-ножками. Звукосниматели с золотыми иглами. Ковры без статического заряда. И прочая хитровыдуманная тряхомундия. Сейчас правильный маркетолог понимает, что клиент сожрет любой причиндал, лишь бы его цена начиналась от 1000 баксов. В итоге мы видим ламповые усилители за миллион двести тысяч рублей, колонки за лимон, CD-проигрыватели за пол-лимона, провода за пятьдесят тысяч рубликов за метр погонный.

Разведение хомячков идет полным ходом. Рекламно-аналитические материалы по данной теме часто читаются как анекдоты, а еще чаще как пособия по заточке лохов.

Любой начинающий маркетолог может открыть любой журнал про Hi-Fi железо и изучать его, как учебник по будущей специальности. Как говорится «Париж стоит мессы». Каждая фраза в подобном журнале стоит пару тысяч баксов. Трудно удержаться, чтобы не процитировать золотоносные сентенции:

«Новая серия силовых кабелей ХX основана на патентованной спиральной геометрии ххx, однако масса проводников и количество были значительно увеличены. ХХХ призвана снизить реактивное сопротивление кабеля и одновременно уменьшить проникновение высокочастотных помех, для этого проводники вручную завиты в спираль так, что все они пересекаются строго под углом 90 градусов. Компания ХХ заявляет, что даже топовые модели предыдущей серии ххx не могут состязаться в качестве с кабелями новой серии ХХX» (Описание кабеля стоимостью 1000 баксов за метр, Производитель заявляет, что модели прошлого года – фуфло, по сравнению с новой серией. Прошлогодние модели стоили столько же – 1000 баксов за метр. Хомячки, заплатившие в прошлом году, попали на  полный ап-грейд).

«Компания FFF предлагает настенные розетки ХХХ серии SSS, разработанные для применения в аудиовидеоинсталляциях. Изделия японской фирмы ХХХ отличаются высоким качеством изготовления и использованием драгоценных металлов в конструкции, что позволяет добиваться теплой и естественной музыкальности звучания аудиоаппаратуры. Благодаря специальной конструкции корпуса розетки, выполненного из композита полибутилена-терефталата и 30-процентного стеклофильтра, а также электродам из деоксидированной фосфорной бронзы, контактные штыри сетевой вилки будут плотно удерживаться, что сократит паразитные вибрации без потерь передаваемого сигнала и обеспечит защиту от посторонних шумов в сети электропитания. Серия SSS представлена тремя розетками с различными вариантами покрытия контактов драгоценными металлами: SSS1— серебром и родием, SSS2 — золотом, SSS3 — золотом и палладием» (Речь идет об электрических розетках, которые торчат в стене, это не специальный аудио-прибамбас, а бытовая розетка).

Еще более гениально о тех же розетках написал другой чувак: «Ура! Аудиофилам есть куда вложить деньги. ХХХ доказывает: розетки имеют право на такое же внимание, как и другие сетевые аксессуары» (Каждое слово выражает непомерное счастье по поводу того, что найдена еще одна приблуда для выкачивания денег из кошельков аудио-маньяков).

Другая типичная фраза из журнала для хомячков: «Добейтесь большего от вашего DVD-ресивера. Минимальные изменения дают существенное улучшение качества. Избавьтесь от комплектных кабелей. Для подключения рекордера можно использовать и «бесплатные» кабели из комплекта, но с ними вы не достигнете того качества, которым мы восхищаемся, и которое соответствует вашим инвестициям. Наши фавориты – ХХХ (165$), УУУ (154$)…. и т.д.»  (Интересно, почему фирма, продающая железяку за пять тысяч баксов, кладет «бесплатный» кабель, не соответствующий «инвестициям»)?

«Х+У призывает вкладывать в золотые аудиокомпоненты. Компания Х+У решила разнообразить цветовую палитру своей продукции. Теперь все компоненты R-серии и акустики линейки МММ доступны в отделке Galvano Gold Lacquer. Поскольку обычная золотая лакировка по шкале RAL выглядит не очень интересно, немецкие специалисты разработали свое собственное покрытие «под золото». Процедура его создания достаточно трудоемка: удаление блеска с корпуса и подготовка его к покраске, затем нанесение двух слоев золотого покрытия и одного слоя специального золотого лака. В финале изделие покрывается глянцевым лаком и полируется» (Иногда косвенные и опосредованные намеки не работают и компании типа Х+У начинают открыто призывать вкладывать money в honey).

Все вышеприведенные цитаты выходят из недр маркетинговых отделов и фактически без изменений кочуют из журнала в журнал, с сайта на сайт. Но в бизнесе по продвижению «услады для ушей» кормятся не только одни маркетологи, а и рекламщики, журналисты, обозреватели. Эти ребята уже придумали свой собственный язык, и читать статейки на тему «купи слона» порой весьма забавно:

«Тестируя ХХХ, мы наслаждались этой процедурой. Выразительные макро- и микродинамика, артикулированнный глубокий бас, тональная чистота тембров, свободный и воздушный верхний регистр, изящно отработанные динамические контрасты, ясная передача оркестровой фактуры, инструментальных планов и их интонационных связей… Даже прилагаемый осевой прижим не сушит звук, как это обычно бывает с обычными матами, а делает его более приятным, ясным и артикулированным… Выразительная деликатность звучания без признаков навязчивости, тончайшая нюансировка выявляла индивидуальность и особенность исполнительского почерка, мы ясно узнавали неповторимую индивидуальность его скромного своеобразного туше,.. и, конечно, нас захватывала особая выразительность гармонических диссонансов в его импровизациях…» (При наборе этой цитаты мой MS Word  сошел с ума, пытаясь три раза переключить словарь и проверку орфографии, видимо подозревая, что я набираю не на русском языке, а на смеси албанского с эстонским).

Учитывая стоимость описываемой приблуды, каждое слово в такой статье стоит минимум 2 бакса.

О чем никто не задумывается, так это о том, что выстроить идеальную цепочку «исполнитель музыки – его слушатель» почти не реально, это из серии «сферический конь в вакууме». В любой момент построения такой связки может вклиниться продукт общепита, который нарушит всю эксклюзивность других компонентов. Ваш любимый исполнитель может оказаться на пенсии, и лейбы грамзаписи будут предлагать попытки оцифровки старых студийных записей. Вместо оригинального диска вам может попасть продукция пиратов в точной копии коробки. Строители вашей квартиры могут случайно оставить пару трещин в железобетонных стенах, которые будут резонировать с деревянными АС за лимон деревянных. Трансформаторная будка во дворе может иметь прохудившуюся намотку и ни один стабилизатор напряжения не погасит скачки напряжения в подъезде.
Не забудем и такую тривиальную штуку, как уши покупателя. Настоящих тренированных ушей в мире очень мало. Имеется в виду те, которые способны улавливать не то, что нюансы, а просто разницу между 1000-долларовым звуком и 10000-долларовым звуком. Глухота на пенсии, как ни прискорбно, - это профессиональная болезнь ди-джеев, звукооператоров, студийных режиссеров, дирижеров и т.д. Вспомним – Бетховен был абсолютно глухим к старости.
Потенциальным покупателям следует провести маленький тест – приложите к одному и ко второму уху женские механические часики, если одно ухо слышит тикание немного не так, как другое, аппаратура за 10 тысяч зеленых вам не нужна. Доктора бессильны.

Впрочем вся вышеупомянутая возня с достижением суперкачества воспроизведения звука является сплошным лицемерием. В погоне за кошельком потребителей, супер-пупер-производители уже выпускают док-станции для iPod-ов, тоже с рояльным лаком и с золотыми кнопками. Но если кто помнит первую часть нашей истории, iPod – это штука из разряда MP3, компрессионный звук за маленькие деньги. Немного индивидуальный, но ширпотреб. Не вяжется он с ламповыми «усилками» и с золотыми проводами. Так что на проверку все слова об эксклюзиве оказываются банальным впариванием товаром для нуворишей, в той же рыночной нише, что и золотые мобилы Vertu, и шиншилловые коврики в Ролс-Ройсах.

Недаром, сами обозреватели Hi-Fi индустрии пишут: «В последнее время верхняя ниша аудиоаппаратуры наполнилась разного рода дорогой аудио-бутафорией, отличающейся не более чем пристойным звуком при сверхэксклюзивной внешности. Расчет здесь на то, что потенциальные покупатели в звуке все равно мало понимают, а настоящие аудиофилы редко дорастают до олигархических бюджетов». (Yes!)

Серия не  заканчивается, скоро будут история про фотоцифру и размышления про автопром.


 

Метки: , , ,
Советский Союз: Дербеневка
Температура по больнице: cynical cynical
Шум в ушах: Наутилус Помпилиус: "Эта музыка будет вечной..."

14 афтороф жжут а ты пиши исчо
Comments
tem_s From: tem_s Date: Май, 13, 2009 13:02 (UTC) (Забито гвоздями)
Спасибо большое. Прочитал с интересом!)
alec_bittner From: alec_bittner Date: Май, 15, 2009 06:52 (UTC) (Забито гвоздями)
спасибо, что причитали :)
From: shvedovamelitri Date: Май, 15, 2009 07:34 (UTC) (Забито гвоздями)
Хотите прямо сейчас посмотреть фильмы онлайн, например, щекочущий нервы ужастик? Такие фильмы онлайн можно найти прямо здесь, ведь на этом сайте их широкий выбор.
lemurych From: lemurych Date: Июль, 21, 2009 16:16 (UTC) (Забито гвоздями)

Мда

Бред в каждой строке - на это способен только настоящий российский Пишущий Обо Всём журнализд. Автор, признайся хоть сам себе, что ты и в музыке, и в аппаратуре ноль.
alec_bittner From: alec_bittner Date: Июль, 29, 2009 15:12 (UTC) (Забито гвоздями)

Re: Мда

Паря, я паял усилки и слушал Сида Барретта когда ты у мамки даже в проекте не был.
lemurych From: lemurych Date: Июль, 30, 2009 05:26 (UTC) (Забито гвоздями)

Ты ушёл от вопроса

почему ты пишешь хуйню и о музыке, и об аппаратуре.
alec_bittner From: alec_bittner Date: Август, 3, 2009 16:51 (UTC) (Забито гвоздями)

Re: Ты ушёл от вопроса

Вопроса не было, это во-первых, прочитайте свой первый пост и найдите там вопрос.
Я не пишу о музыке, это во-вторых. Прочитайте статейку и найдите там хоть фразу о музыке.
Об аппаратуре тоже не пишу, это в третьих. Названия, бренды и фирмы отсутствуют, особо там где что касается Hi-Энда.

Статейка о деньгах и о маркетинге.

Вопрос то в чем?
denkoshka From: denkoshka Date: Декабрь, 5, 2009 20:57 (UTC) (Забито гвоздями)
Спасибо за статью, порадовала.

С нетерпением буду ждать статьи о фотоцифре.
ridingthecloud From: ridingthecloud Date: Февраль, 10, 2010 19:43 (UTC) (Забито гвоздями)
прочитал оба поста про маркетинг, впечатляет. спасибо. (:
max_i_moose From: max_i_moose Date: Март, 13, 2010 23:00 (UTC) (Забито гвоздями)
Спасибо, позабавило.
dominustus From: dominustus Date: Март, 18, 2010 01:10 (UTC) (Забито гвоздями)
Вобщем-то, правильная статья. Согласен полностью.
vospi From: vospi Date: Апрель, 8, 2010 23:21 (UTC) (Забито гвоздями)
пара поправок:

"Компьютер нужен со звуковой картой" — для копирования файлов? зачем? ну и вообще принимать это во внимание странно, потому что встроенный звуковой тракт, я где-то слышал, сам по себе стоит около пяти, что ли, долларов.

"цифровую дистрибуцию iTune" — конечно, iTunes.

спасибо за цитаты.
visetr From: visetr Date: Ноябрь, 12, 2011 12:50 (UTC) (Забито гвоздями)
Грамотная статья. Автору — уважение и почет. ;-)
alec_bittner From: alec_bittner Date: Ноябрь, 14, 2011 14:23 (UTC) (Забито гвоздями)
спасибо, однако
14 афтороф жжут а ты пиши исчо